ОЦЕНКА ОБРАЗОВАНИЮ

Формы и виды системы оценки знаний учащихся трансформируются и при этом постоянно подвергаются критике. Не бывало еще, чтобы в начале и конце учебного года в тот же ЕГЭ не полетели камни. Но кто оценивает и по какой шкале саму школу, качество даваемых ею знаний, как проверить объективность высоких или низких оценок? Пункт 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании» определяет качество образования как меру соответствия образовательным стандартам или потребностям обучающегося. Если с соответствием ФГОСам относительно понятно, то как быть со вторым параметром, в чем он заключается и не должен ли быть главным?

Диагностика качества

Ее осуществляют целые государственные институты: Роспотребнадзор и его Федеральный институт оценки качества образования, в Москве – Центр качества образования, различные международные организации по нескольким направлениям. В соответствии с п. 13 ст. 28 закона «Об образовании в РФ», образовательная организация обязана наладить внутреннюю систему оценки качества знаний для объективной оценки уровня подготовки обучающихся. Такую диагностику и анализ в столице проводит упомянутый Центр качества образования на уровне результатов всех учащихся образовательных организаций столицы; учащихся школы в целом; отдельного класса и отдельного обучающегося. Родители могут даже за небольшую плату сами с разрешения ст. 95 закона проверить там качество обучения их чада, чтобы узнать, он действительно неуч или к нему придираются? Есть и вовсе простейшая математическая формула оценки процента качества знаний (качественная успеваемость) = (кол-во «пятерок» + кол-во «четверок») × 100% / общее кол-во учащихся.

Тренды

Не получается ли в таком случае т.н. «средняя температура по больнице»? Итоговую оценку качеству знаний ставит, как известно, жизнь, и в этой связи как, например, оценивать качество знаний Луитпольдовской гимназии в Мюнхене в бытность обучения там юного Альберта Энштейна, у которого по ботанике, зоологии, иностранным языкам и философии были на удивление скверные оценки, в отличие от математики, латыни и физики? Последние лет пятнадцать школы Великобритании и США ставят две оценки: за старание и за результат. Эксперты давно просят впустить эту систему «сделай плохо, а потом сделай лучше» в российские школы. Она больше помогает выпускнику быть успешным в мире, где не все может получаться с первого раза «на отлично»: в бизнесе, в науке и т.д. Труднее как раз ребенку, от которого ждали только пятерок – он менее гибок, быстрее «ломается».

То же можно отнести и к оценке всей системы обучения. Не пора ли уйти от подхода, когда учеба «на тройки» воспринимается, как катастрофа, а уровень школы определяется по количеству медалистов и общему баллу ЕГЭ? Разве это главное, а не то, сколько успешных ученых, предпринимателей, музыкантов, инженеров, программистов, представителей рабочих специальностей выпустила школа? Считаете ли вы объективной существующую оценку качества знаний учеников и школ, нуждается ли она в корректировке? Что должно быть важнее в этой связи в п. 29 ст. 2 ФЗ «Об образовании» – соответствие ФГОС или потребностям ребенка?

Обсуждаем главную тему недели на страницах ЗАКОНИИ и в прямом эфире программы «Де юре» на Радио Москвы в День знаний – 1 сентября, в среду, с 17.00 до 18.00 по телефону +7 (495) 728-77-03. Ведущие – адвокат Рубен Маркарьян (гл.ред. ЭСМИ «ЗАКОНИЯ») и Роман Щепанский (Радио Москвы).

 

Источник: kitchenremont.ru

Добавить комментарий