Портрет бедности: правительство нарисует образ россиян, которые могут рассчитывать на финансовую помощь

Минтруд и Пенсионный фонд планируют самостоятельно выявлять тех, кому нужны дотации и выплаты.

В России могут утвердить новый порядок определения граждан, которым положена государственная социальная поддержка. Его в формате проекта постановления правительства подготовил Минтруд.

Паутина информации

Документ предлагает внести изменения в постановление «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» (ЕГИСОО). Суть новации в том, что Пенсионный фонд России начнет сам выявлять граждан с низкими доходами и предлагать им обратиться за поддержкой государства. Базой для таких поисков станут ежедневные данные, полученные ПФР по каналам межведомственного взаимодействия.

Чиновники уверены — программы помогут выявить каждого реально нуждающегося.

Фонд изучит положение людей с учетом доходов и имущества членов семьи. Оценит – кто из граждан находится в трудной ситуации. Прошедших по всем параметрам фонд проинформирует о праве на получение пособий.

Чтобы нарисовать финансовый портрет потенциально нуждающегося гражданина, ПФР будет использовать, в первую очередь, сведения из Федеральной налоговой службы. Она передаст не только сведения о доходах человека, но и о материальном положении его семьи, информацию о доходах, полученных от предпринимательства, от банковских вкладов и ценных бумаг.

Если окажется, что в семье на каждого человека приходится меньше прожиточного минимума, то фонд направит запросы в другие ведомства для уточнения данных: нет ли у людей дополнительных источников дохода. В частности, запросит у Росреестра сведения о наличии недвижимого имущества, у МВД —автомобиля.

Если окажется, что человек сорит деньгами, помощи ему не дадут.

С ускорением темпов

Новая методика позволит решить сразу несколько задач. Так, например, будут заметно сокращены сроки оформления мер соцподдержки. Кроме того, процедура существенно упростится для потенциальных получателей и не потребует от них сбора многочисленных справок и документов.

Все эти новации – часть реализации плана по внедрению социального казначейства, с которым Владимира Путина премьер Михаил Мишустин ознакомил еще летом 2020-го года. Тогда правительство предложило в течение десяти лет создать систему, которая повысит адресность и эффективность социальной поддержки на всех уровнях.

В марте 2021-го Михаил Мишустин подвел с представителями министерств первые итоги внедрения элементов социального казначейства. Началом апробации системы он назвал автоматическое начисление 5 тыс. рублей на детей до 8 лет по инициативе президента в декабре 2020-го.

Михаил Мишустин намерен взять под жесткое программное управление все социальные выплаты.

И уже в августе премьер заявил, что до полного охвата социальным казначейством всей системы оказания помощи в России осталось три года:

— Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере поможет оперативно и просто предоставлять людям положенные им меры поддержки в зависимости от жизненной ситуации. С использованием принципов социального казначейства. Никакие справки и бумажные документы предъявлять не придется. Без них уже через три года около 80% граждан смогут получать федеральную помощь проактивно, — отметил Михаил Мишустин.

Но в декабре Минтруд предложил дополнительно ускорить процесс: передать функцию специалистам пенсионного фонда уже с 2023 года.

Перераспределение потоков

Чем обернется ускоренная цифровизация для россиян? В последние годы доля социальных выплат в доходах населения превышает 19%. Это максимум и в постсоветский, и в советский период.

Если человека не окажется в системе ФНС, ПФР и Минтруда, помощь ему не начислят.

На сегодня в России существует около 100 различных пособий и соцвыплат, на которые тратится порядка 3% ВВП. При этом тратятся деньги, по оценке Всемирного банка и Минфина, неэффективно: из 1 руб. до бедных доходит лишь 25 коп. Остальное достается тем, кто в помощи и не нуждается. Чтобы исправить ситуацию, и будет установлен единый подход к определению состава семьи и доходов людей. Введена методика расчета среднего дохода. То есть, «портрет бедности» правительство будет рисовать не для того, чтобы найти тех, кто должен получать деньги, но за ними не обратился. Главная задача – отсечь тех, кто помощь получает, но необходимым критериям не соответствует.

Кстати, сама идея – не увеличивать объемы помощи, а активнее отсекать тех, кто получает ее «незаслуженно», принадлежит главе Счетной палаты Алексею Кудрину.

Риски завтрашнего дня

Теоретически, проблем на пути внедрения новой системы – масса. Скажем, наши ведомства – на примере того же здравоохранения – показали, что тотальная цифровизация всей документации никак не хочет укладываться в устанавливаемые правительством сроки. Безусловно, будут «двоечники» и в этом процессе.

Во-вторых, специалисты пенсионного фонда и без того сейчас нагружены множеством вопросов. При новой схеме, на них замкнут социальную помощь пятой части населения страны, не сняв нагрузку ни по пенсиям, ни по выплатам маткапитала. И тогда, чтобы обеспечить успешное функционирование нового механизма потребуется принципиально иное технологическое и кадровое обеспечение ПФР, качественное расширение серверов, модернизация компьютерной базы. Будут нужны программы, люди, умеющие с ними работать и многое другое. Сумеет ли за два года пенсионный фонд всем этим обзавестись?

Принципиально важно, какими будут критерии программной оценки нуждаемости граждан.

В-третьих, публичного обсуждения требуют уточненные критерии, по которым ПФР будет отметать нуждающихся. Скажем, наличие «Роллс-Ройса» в семье – явное указание на то, что людям помощь не требуется. А если это «Ауди А6» 2010 года? Можно человека с таким авто, но сидящего без работы, считать малоимущим?

В-четвертых, надо понять: насколько учтут программы обработки данных индивидуальные особенности семьи. Скажем, муж ушел из семьи, но развод всеми силами затягивает. Одинокая женщина с ребенком или несколькими, формально может и не попасть в критерии нуждаемости. А по факту — жить в реальной нищете.

И, наконец, множество вопросов вызывает сохранение за гражданами самой «презумпции бедности»: т.е. возможности в случае, если компьютер и чиновники посчитали семью не соответствующей их критериям, все-таки доказать, что машина ошиблась.

Скажем, в начале декабря Росстат представил данные по числу россиян, живущих за чертой бедности. По данным ведомства, на сегодня их 16 млн (11% населения), и это на 2,8 млн человек меньше, чем годом ранее. Вот только «уменьшения» удалось добиться, исключительно благодаря применению новой методики расчета. Можно ли быть уверенным, что почти три миллиона человек, выпавшие из числа нуждающихся, действительно, обеспечены и помощь им не нужна?

Росстат уверяет: бедных в России за 2021 год стало почти на три миллиона меньше.

Пока – без реальных принципов работы социального казначейства – складывается ощущение, что «человеческий фактор» будет полностью выведен за рамки системы. А, значит, в итоге новая методика хотя и будет намного удобнее для людей в целом, может привести к масштабным проблемам и негативу со стороны тех, кого государственная машина выкинет из системы оказания помощи. В то же время, Владимир Путин, буквально, в октябре назвал бедность главным врагом России, и поручил правительству проработать новые меры социальной поддержки граждан, а не число получателей государственной помощи.

Александр Пылев

Источник: bloknot.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий