Ковид-эксперимент без строгого карантина и массовой изоляции: ученые раскрыли феномен Швеции в пандемию

Ради обуздания коронавируса многие страны одна за другой стали вводить жесткие меры, закрывая каф, предприятия и учебные заведения. И только Швеция вела себя так, как будто ничего не происходило.

К Швеции в пандемию было приковано множество глаз. Именно эта страна фактически бросила вызов всем европейским государствам, вводящих жесткие меры: самоизоляция населения, масочный режим, остановка производств, закрытие кафе и ресторанов, огромные штрафы за нарушения всего вышеперечисленного. У Швеции оказался свой пусть и своя стратегия. Журналисты ВВС собрали мнения и наблюдения ученых, изучающих опыт Швеции.

Швеция, в отличие от соседей, сделала ставку на коллективный иммунитет. Именно поэтому в стране ограничительные меры оказались намного мягче, чем в Европе, где людей посадили по домам. Более того, все ограничения носили исключительно рекомендательный характер, включая и ношение масок. К слову сказать, до января этого года шведы практически масок не носили, а тех, кто все-таки решил не пренебрегать это мерой индивидуальной защиты, в обществе встречали с удивлением. Официальная рекомендация носить маски появилась лишь в начале 2021 года. И пока, к примеру, весной 2020 года большинство европейцев не выходили из дома, шведы могли не просто жить привычной жизнью, но и собираться группами до 50 человек. Правда, к зиме разрешалось собираться уже группами с меньшим числом участников – 8 человек. Но и это ограничение действовало недолго.

Дети продолжали ходить в школу, работали кафе и рестораны в привычном режиме. Вакцинация, которую объявили добровольной, такой и была в реальности. У шведов был выбор: хочешь — делай прививку, не хочешь — твое право. Примечательно, что в отличие от других стран, в Швеции даже врачей и медицинский персонал, занятый в системе здравоохранения, освободили от обязательной вакцинации. И это не говоря уже о дискриминации непривитых по сравнению с привитыми. Казалось бы, если б в Швеции захотели вводить сертификаты о вакцинации или ковид-паспорта, то не исключено, что граждане страны просто покрутили бы пальцем у виска. И это при том, что население полностью доверяет властям, потому и показывают высокий уровень самодисциплины. А это значит: стоит властям что-то потребовать, шведы выполнили бы это неукоснительно.

В Дании хоть и вводили карантин, но вакцинация была добровольной как в Швеции. Как рассказала «Блокноту» жительница Дании, всем рассылались смс по телефону с приглашением прийти на прививку, но подчеркивалось, что это только рекомендация.

Хотя все же не все шведы были беспечны. Местные СМИ писали о случаях, когда некоторые родители отказывались отпускать детей в школу из страха, что они заразятся ковидом. Писали и о требовании работодателя к сотрудникам, работавшим на удаленке, выйти на работу в офис, несмотря на рекомендации правительства по возможности трудиться из дома. Были статьи и о том, как посетители ресторанов сознательно сдвигали столы, которые ранее сотрудники общепита расставляли с учетом социальной дистанции.

И все же несмотря на мягкий режим, Швеции не удалось избежать потерь. В частности, итальянские ученые, которые занимались изучением статистики смертности в 67 странах мира, выяснили, что в в 2020 году в Швеции избыточная смертность (то есть число погибших, превышающее среднегодовые показатели) оказалась намного выше, чем в странах Северной Европы. Так, в Финляндии «лишних» смертей на душу население было шесть раз меньше, в Германии, Эстонии и Латвии — в два раза, а в Норвегии и вовсе в 50 раз меньше, чем в Швеции.

Впрочем, в августе 2020 года Швеция официально признала, что смертность в стране за полгода чуть ли не побила рекорд 1869 года, — тогда от голода, начавшегося в 1867 году, в стране скончались 54,4 тысячи человек. Нынешние показатели обогнали средние значения 2015-2019 годов на 4,6 тысячи смертей. Государственное управление статистики Швеции привело следующие данные: с начала 2020 года в в стране умерли 51,4 тысячи человек и смерти напрямую связаны с пандемией коронавируса.

Однако все не так однозначно. К примеру, в Польше и Литве с их жесткими ограничительными мерами показатель смертности оказался вдвое выше шведского (167 против 85), а в России даже втрое (245 против 85), уточняет ВВС.

Исследователи Ариэль Карлински (кафедра статистики Европейского университета в Иерусалиме) и Дмитрий Кобак (Университет Тюбингена в Германии) собрали самую полную и масштабную базу данных по избыточной смертности по всему миру с начала пандемии. Начиная с марта 2020 года и по июль 2021 года, избыточная смертность в Швеции выше, чем в Финляндии и Германии, но ниже, чем в других странах Евросоюза (за исключением Ирландии и Люксембурга). Это наводит на мысль, что «шведская» ставка на коллективный иммунитет провалена. Но и здесь все тоже не так однозначно. Исследователи не видят смысла делать какие-либо выводы об эффективности ограничительных мер. Более важным в показателях смертности (в любой стране без исключения) ученые считают такие факторы, как качество медицинских услуг, способность местных систем здравоохранения обслуживать людей (пропускная способность), плотность населения, климат, культурные нормы и многое другое.

Журнал Economist вел свой анализ течения пандемии коронавируса. Вывод, к которому пришла редакция, вряд ли понравится руководству стран. Дело в том, что разница в числе смертей на душу населения абсолютно не зависит от строгости карантинов, локдаунов и прочих ограничительных мер, как не зависит она и от географии. Прямую зависимость они увидели от экономики, а точнее, уровня социального неравенства в конкретной стране: чем больше разрыв между богатыми и бедными, тем выше показатель избыточной смертности на душу населения.

Особое внимание исследователи обратили в этом ковид-эсперименте Швеции и на экономическую составляющую. Поскольку не было локдауна, закрытия предприятий, сферы услуг, соответственно, Швеция должна была сохранить свою экономику от потерь. Выяснилось, что спад деловой активности в Швеции не был глубоким, соответственно, и восстановление идет хорошими темпами. Но, несмотря на это, показать лучшие результаты, чем у других европейских стран, Швеции все же не удалось. Правда, такого обвала ВВП на 8-10%, какой был в Испании, Италии и Франции в 2020 году, не было, но экономика все равно не досчиталась 2,8%, как и экономика Финляндии и Эстонии. Норвегия за пандемию показала куда лучший результат — сокращение ВВП лишь на 0,8%, у Литвы 0,9%, Дании — 2,1%, Польши — 2,7%.

Отчасти это можно объяснить тем, что шведская экономика все же слишком сильно зависит от европейской и мировой. И если Китай, США и Европа сидят в изоляции, то у Швеции тоже нет возможности производить и экспортировать так, как это было до пандемии.

«Швецию, конечно же, оклеветали в 2020 году за отказ от строгой изоляции«, – приводит »МК« строки из статьи в Foundation for Economic Education. А The Guardian вовсе назвали стратегию Швеции »катастрофой». Швеция стала «примером того, как не бороться с COVID-19» — это уже обвинение CBS News. Но тем не менее с 22 июля в Швеции регистрируется нулевой уровень смертности от коронавируса. 

В то же время в России, как посчитали эксперты Высшей школы экономики, ограничительные меры (самоизоляция, маски, работа на удаленке) спасли, как минимум жизни 80 тысяч россиян.

Ирада Гусейнова

Источник: bloknot.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий