Отдых с летальным исходом: история самой массовой гибели россиян в авиакатастрофе

Шесть лет назад, вылетев из Египта, пропал с радаров и рухнул А321, на котором домой с курортов возвращались российские туристы. Это был теракт.

По соцсетям гуляет милый мем: совушки собрались у кровати, где спят котики, и советуют им спать дальше, потому что «в кафе нельзя, в кинотеатры нельзя и на работу нельзя». «А куда можно?» — спрашивают котики, выглядывая из-под одеяла. «В Египет», — отвечает одна из совушек.

На ноябрьские праздники, которые по воле властей слились с антиковидными нерабочими днями, спрос на туры в Египет зашкаливает: у Pegas Touristik рейсы заполнены на 75%, у Coral Travel осталось максимум по паре мест на каждый вылет. Такого ажиотажа не случилось бы, если бы в середине минувшего лета Россия не разрешила прямые рейсы (включая чартеры) на египетские курорты — в Хургаду и Шарм-эль-Шейх.

Есть какая-то злая ирония судьбы в том, что россияне рекордным турпотоком хлынут в Египет на годовщину трагического события, из-за которого эта страна долгое время оставалась закрытой для наших «пакетников». Вряд ли туристы, летящие лежать на пляжах Красного моря, хотят вспоминать о том, как шесть лет назад для 217 таких же, как они, любителей погреться, осенний отдых в Шарм-эль-Шейхе стал последним.

Импровизированный мемориал в Пулково в память о жертвах крушения Airbus A320

ЧТО ПРОИЗОШЛО

Это была самая крупная авиакатастрофа за 2015 год, за всю историю Египта и эксплуатации авиалайнеров Airbus A320 — а также самая массовая в истории мировой гражданской авиации по численности погибших в ней российских граждан (212 человек).

Ранним утром 31 октября 2015 года пассажирский авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакопании «Когалымавиа» под торговой маркой Metrojet, зафрахтованный турфирмой Brisco под чартерный рейс, вылетел из Шарм-эль-Шейха и должен был доставить туристов в петербургский аэропорт Пулково.

Аэропорт Шарм-эль-Шейха

Через 23 минуты после взлета, когда он двигался над центральной частью Синайского полуострова, связь с пилотами пропала, и самолет исчез с радаров.

На борту самолета находились 224 человека — 217 пассажиров и семеро членов экипажа. Никто из них не выжил. Обломки воздушного судна, упавшего на землю и полностью разрушенного, и останки погибших были обнаружены поисковыми группами неподалеку от города Нахль в провинции Северный Синай. Их разбросало на территории в 30 квадратных километров.

Большинство жертв катастрофы жили на Северо-Западе, среди них были четверо украинцев и один гражданин Белоруссии. Погибли 27 детей, включая десятимесячную Полину — самую маленькую пассажирку рейса. Ее фото, растиражированное зарубежными СМИ, в восприятии мировой общественности стало символом той трагедии.

Фото 10-месячной Дарины, самой маленькой жертвы теракта, стало символом той трагедии

РАССЛЕДОВАНИЕ

Человеческий фактор как возможную причину ЧП исключили с самого начала. Командиром воздушного судна был 48-летний Валерий Немов, налетавший в общей сложности более 12 тысяч часов, включая почти 4 тысячи на Airbus A321, а вторым пилотом — 45-летний Сергей Трухачев, чей общий опыт превышал 5,6 тысячи часов, а конкретно на этой модели аэробусов — 1,3 тысячи часов. Поводов сомневаться в их компетентности не было.

Экипаж разбившегося А320

По данным, собранным из разных источников, удалось установить, что Airbus A320 на автопилоте разогнался до 755 км/ч и поднялся выше 9,4 тысячи метров, когда, выражаясь языком специалистов, «прекратился его нормальный полет» — и началось падение со скоростью около 30 м/с. Записи черных ящиков оборвались как раз в это время и еще до того, как самолет рухнул на землю. Речевой самописец в последние секунды своей работы отразил какой-то посторонний шум.

Большая площадь территории, по которой разлетелись обломки рухнувшего самолета, — эллипс длиной свыше 13 километров, — была однозначно расценена экспертами как признак того, что авиалайнер разрушился еще в воздухе, до удара о землю.

Уже в самом начале расследования, в котором активно участвовала ФСБ, стало известно, что причиной крушения стало самодельное взрывное устройство, сработавшее в хвосте самолета.

В расследовании участвовали специалисты министерства гражданской авиации Египта, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), эксперты из Франции, США, Германии и Ирландии, консультанты от IASA и Airbus.

Координировали процесс и руководили им египетские власти. Долгое время они упорно отрицали, что собранные экспертами сведения указывают на теракт. Чиновники, игнорируя объективные доказательства, продолжали настаивать на том, что причиной авиакатастрофы стала техническая неисправность Airbus A320. Когда многочисленные исследования подтвердили, что на борту прогремел взрыв, Египет «переобулся» и начал муссировать версию о взорвавшемся двигателе самолета.

Так выглядел авиалайнер, зафрахтованный «Когалымавиа» под чартер

Спецслужбы США передали Москве записи перехваченных ими переговоров между террористами запрещенного в РФ «Исламского государства» и их синайскими «коллегами», которые откровенно хвастались подрывом российского авиалайнера и «явно торжествовали» по этому поводу. Вскоре египетская ячейка ИГИЛ взяла на себя ответственность за подрыв лайнера, объявив, что «более 220 российских крестоносцев все убиты».

В ноябре 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании у президента РФ Владимира Путина официально заявил, что в багажный отсек аэробуса была заложена бомба мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. По его словам, на обломках корпуса и вещах пассажиров обнаружились следы взрывчатки, изготовленной за пределами России, а на останках тел погибших — характерные признаки взрывных травм с проникновением осколков в мягкие ткани и кости.

Вещи, найденные на месте крушения А321. Фото: Центроспас / Николай Никитенко

Стало очевидно, что без содействия сотрудников аэропорта террористы не смогли бы осуществить такой план. За информацию об их пособниках было объявлено вознаграждение в размере 50 млн долларов. В середине ноября СМИ сообщили о задержании 17 подозреваемых, включая двух сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха, которые оставили без присмотра сканер для досмотра багажа, и еще двоих — за содействие тем, кто заминировал самолет.

Британские и французские спецслужбы ещё в ноябре 2015 года поддержали версию о теракте, организованном египетскими боевиками «Исламского государства», уверенно высказавшись по поводу того, что бомбу непосредственно перед вылетом заложил в самолет некий сотрудник аэропорта.

В аэропорту Шарм-эль-Шейха, как и на многих курортах, царила расслабленная атмосфера, не говоря уже про ночные рейсы

Лишь на четвертый месяц после трагедии — в феврале 2016 года — президент страны Абдул-Фаттах Ас-Сиси признал-таки, что российский аэробус разбился вследствие теракта. И, наконец, в сентябре 2016 года работавшие в Египте эксперты окончательно установили местонахождение пакета со взрывчаткой — в отсеке для негабаритного багажа, под колясками и сумками. По салону взрывная волна ударила у места 31А, разрушив все между 27-м и 32-м рядами.

ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ

Как только впервые прозвучала версия о теракте, многие авиакомпании временно прекратили полеты над Синайским полуостровом, заявив, что дождутся результатов расследования. Официальный запрет на прокладывание маршрутов в воздушном пространстве Египта ввели власти Великобритании, Ирландии и Германии, а Франция, Бельгия и Нидерланды предупредили своих граждан, что летать в Шарм-эль-Шейх «крайне нежелательно». Турецкая Turkish Airlines ограничилась отменой ночных рейсов, рассудив, что днем уровень безопасности в аэропорту египетского курорта все же соответствует нормам.

В начале ноября 2015 года Путин принял предложение Национального антитеррористического комитета и объявил о приостановке авиасообщения с Египтом «до налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения», после чего отдыхавших в стране российских туристов вернули на родину вывозными рейсами, причем на борт им разрешили брать только ручную кладь, а багаж отдельно доставляла авиация МЧС.

Глава Минтранса РФ Максим Соколов докладывает президенту о ходе работ на месте крушения А320. Ноябрь 2015 года

Потом российская сторона составила список условий для возобновления авиасообщения с Египтом, направленных на повышение уровня безопасности в аэропортах. Каир, Хургаду и Шарм-эль-Шейх на протяжении нескольких лет много раз посещали комиссии инспекторов, и каждый раз СМИ обнадеживали туристов скорыми шансами на прямые перелеты к египетским пляжам, но лишь весной 2021 года президенты РФ и Египта договорились о запуске прямых рейсов из России в Каир, а в июле — о возобновлении прямого авиасообщения с Шарм-эль-Шейхом и Хургадой.

Ольга Лазарева

Источник: bloknot.ru

Добавить комментарий