Агрессия как норма? — 18.10.2018

Разборки на дорогах, скандалы бывших супругов из-за раздела имущества, драки без повода, хамство на парковках и в очередях, избиения стариков, издевательства над инвалидами и убийства. «Градус жестокости в обществе зашкаливает. Ситуацию пора менять, иначе в будущем мы рискуем превратиться в стаю дикарей с лёгким налётом цивилизации», — написал в обращении в кабмин зампред комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов и предложил создать Министерство психологического климата. Сотрудники ведомства должны будут выявлять основные причины агрессии в обществе и заниматься разработкой программы помощи для каждой категории граждан. Помогать, надо признаться, есть кому.

Стул – оружие пролетариата?

Они дрались не один на один, не защищая кого-то, не за убеждения или правду. Били стулом по голове, беспредельно, толпой, догоняя и добивая упавшего, сопровождая это расистскими выкриками. История Кокорина и Мамаева звучит теперь из каждого утюга. Возможно потому, что они футболисты, а пострадали чиновники. И не исключено, что как раз те, кто пламенно поддерживал декриминализацию побоев, теперь пламенно призывают их распять. А анализ судебной практики показывает, что таких историй – сплошь и рядом, и гугл это подтверждает. Зачинщику аналогичной драки в Москве дали два года условно. «Герой» ролика, показанного аж федеральными каналами, который лупил оппонента в баре стулом по спине, тоже не понес серьезного наказания. Серьезных травм-то не было. И дело даже не в наказании. А в том, что каждый из нас рискует сидя в кафешке получить стулом по голове от пьяного неадеквата.

Война миров

Если мужская агрессия традиционно проявляется в драках, то у женской появилось в последние годы новое воплощение – «яжемать». Не путать с матерями. Отличительная черта – хамство, невоспитанность, неуважение к другим людям. Любая агрессия вызывает противодействие. В данном случае, оно породило наше ответное движение чайлдфри (не путать с осознанным выбором), которое ненавидит детей и мамаш и мало чем отличается от них в вопросах такта и уважения к другим. Их виртуальные войны лучше не читать людям с ослабленной психикой. Дело хабаровких живодёрок вынесло на поверхность скрытое, но непримиримое противостояние любителей собак и догхантеров. Небывалый расцвет автохамства породил движение «Стопхам», которое, кстати, в конце сентября решением Мосгорсуда было ликвидировано. Иногда ощущение, будто все воюют со всеми.

Теория разбитых окон

Социальные психологи считают, что человек нарушает законы не столько из-за наследственности и плохого воспитания, а из-за того, что видит вокруг. Американские криминалисты Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг назвали этот феномен «теорией разбитых окон». Если одно окно разбито и не застеклено, то вскоре будут разбиты остальные окна в округе, а чувство безнаказанности распространится на всю улицу. Это и есть тот самый сигнал, который толкает к более серьезным преступлениям. Градус агрессии, без сомнений, снижать надо. Вопрос: а надо ли для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, создавать еще одно министерство чиновников?

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

 

Рубен Маркарьян
Главный редактор ЭСМИ «ЗАКОНИЯ», заместитель Президента Гильдии российских адвокатов, член Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, член рабочей группы президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и взаимодействию со структурами гражданского общества, кандидат юридических наук

И выходки футболистов и трагедия в Керчи должны стать основой для анализа, системных выводов и конкретных решений

Уровень агрессии в нашем обществе – это, в первую очередь, ответная реакция на несправедливость. Но, не надо исключать еще и осень – время обострения психических расстройств. В короткое время подряд по нарастающей происходят тревожные события: сначала кто-то кого-то стулом бьёт, а потом студент Политехнического колледжа в Керчи берёт помповое ружьё и расстреливает людей. И это уже не смешно, это не забавный анекдот про Мамаева с Кокориным. Поэтому, на фоне серьезного ЧП, когда мы говорим об инициативе депутатов о создании Министерства психологического климата, мы, конечно, начинаем улыбаться, хотим ли мы этого или не хотим.

О трагедии в Керчи сейчас кто только не говорит, и какие только предложения не озвучиваются: граждане просят опять разрешить свободную продажу оружия (а никто и не запрещал особо, Керчь — пример), некоторые эксперты предлагают, наоборот, запретить все оружие, а на каждом углу и в каждой школе поставить росгвардейца с пистолетом.

Простой расчет показывает, что в России 53 тыс. школ, 4 тыс. колледжей и техникумов, 1400 ВУЗов, а с филиалами — 3500. Только на охрану этих зданий потребуется (при трехсменном круглосуточном посту) — почти 200 тысяч росгвардейцев (соответственно, столько же пистолетов).
А от одного психа мы не застрахуемся. Если считать соотношение сил, то, на примере Керченской трагедии, один росгвардеец с пистолетом Макарова (16 патронов) противостоял бы одному психопату с помповым дробовиком 12-го калибра со 100 патронами (наверное, с картечью). Причем, психопат-студент, полагаю, с первого же выстрела завалил бы и трех росгвардейцев с тремя пистолетами.

Оптово такими предложениями проблему не решить. Надо разбираться по каждому конкретному случаю. Дело Кокорина и Мамаева, например, разрешится после вынесения приговора или прекращения уголовного дела, когда все обстоятельства будут выяснены. Сейчас эта история с интересом обсуждается, потому, что все ненавидят российскую сборную, за исключением последнего эпизода на чемпионате Мира. Уже десятилетия ненавидят за их постоянные проигрыши. Поэтому Мамаев с Кокориным ответят не за то, что стулом кому-то по голове дали, а за то, что они футболисты.

В отношении бойни, устроенной Владиславом Росляковым следствие также разберётся. Если будет установлено, что он психопат, то, значит, проблема была в психологическом климате в коллективе. Может, недостаточно работал психолог учебного заведения. Он должен был выявить психа и проводить с ним работу. Если это зомби, который выполнял чьи-то приказы, то это работа спецслужб.

Сейчас нам надо снизить накал обсуждения в средствах массовой информации, потому, что такими обсуждениями подробностей случившегося, мы можем еще психов наплодить. Они ведь начитаются, наслушаются, «воодушевятся» примером, и тоже пойдут куда-нибудь людей взрывать.
Ни министерством счастья, ни министерством психологического климата, ни разрешением, ни запретом на огнестрельное оружие ничего мы не изменим. Необходимо не «смаковать» подробности, как это сейчас происходит, а разбираться по каждому конкретному случаю, и принимать конкретные решения по результатам. 

 

 

Елена Антонян
Доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета им. Кутафина

Трагедия в Керчи выявила серьезные недоработки в системе изучения личности подростков на уровне дошкольного и школьного образования

Вопрос истоков возникновения агрессии достаточно сложный. Нельзя выделять какой-то отдельный аспект, например, только средства массовой информации, которые влияют на состояние агрессивности общества. Это, конечно же, политические катаклизмы последних десятилетий, неспокойная жизнь, жутчайшее расслоение населения по уровню доходов и так далее.

Что касается трагедии в Керчи, то здесь очень много вопросов, которые касаются системы изучения личности подростков на уровне дошкольного и школьного образования. Разрушение ранее существовавшего механизма работы психологических служб с определенными возрастными категориями подростков – большой минус. Сегодня эту систему пытаются вернуть, воссоздано министерство просвещения, но и до этого рассматривались и предлагались варианты выхода из ситуации. Это комплексная проблема, и её надо решать комплексно.

В отношении убийцы, Владислава Рослякова, сейчас вообще нельзя говорить с уверенностью, что это человек, который страдал серьезным психическим расстройством. Это должна продемонстрировать посмертная комплексная экспертиза. Но то, что мне известно, то, как его характеризуют соседи, и тот очень важный факт, что он был любителем мучений кошек, свидетельствует об очень больших проблемах его психической деятельности, на которые нужно было обращать внимание очень давно.

Не могли обратить внимание неблагополучные родители, должны были обратить внимание соседи, представители гражданского общества. Где все были? В школе отмечали его странности, на них всё списывали, а под странностями и срывалась большая последующая проблема. Любая «странность», это сначала аномалия, потом расстройство, которое приводит к таким жутчайшим преступлениям. Даже если ребенок замкнут и тихоня, не факт, что он психологически благополучен, есть случаи скрытой агрессии – он тих во внешнем проявлении, но не во внутреннем. У него внутри все бурлит. И это до поры до времени. Он пока изучает какие-то новые компьютерные игры, с насильственными сценами, он сторонник вовлечься в какую-то Интернет-секту и так далее. Я абсолютно уверена, что у всех детей с нарушениями психики, как и у убийцы из Керчи, проявляются странности. Надо сразу обращать на них внимание.

По фактам случаев нападения подростков на учителей и школьников в Бурятии и в Перми, были озвучены инициативы по предотвращению подобных трагических инцидентов. Охрана учебных заведений должна быть поручена серьезным охранным ведомствам, ЧОПам. Где они? В Керченском политехническом колледже опять охранником была 67-летняя женщина. Инициативы есть, другое дело, как они исполняются на местах. 

 

 

Александр Тхостов
профессор, зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ

В мире нет идеального метода предотвращения всплесков агрессии граждан

Предотвращать заблаговременно всплески агрессии граждан невозможно, нигде в мире не разработано и не существует идеального метода, всегда будут такого рода случаи, но речь идет о том, чтобы их минимизировать. В Керчи мы видим, что молодой человек покупал оружие, и, значит, что у него была какая-то бумага от психиатра, о том, что он психически здоров. Возможно, специалист подошёл к обследованию формально, но надо сказать, что не всегда возможно диагностировать психические отклонения, особенно если человек хочет это скрыть. У психиатра тоже ведь не рентген в глазу. Его возможности диагностики ограничены. И поэтому, речь идет о том, что это должна быть более сложная процедура, в которой должно участвовать несколько специалистов.

Маловероятно, что стрелявший в Керчи окажется психически вменяемым человеком, потому, что абсолютно здоровые люди таких преступлений не совершают. Посмертная психологическая экспертиза, которая ведется по беседам с людьми, его знавшими, это должна показать. Но он мог это и не демонстрировать. По улицам ходит много психически нездоровых людей, которые не состоят на учете, ни у кого не обследуются и не лечатся. Законодательство с 90-х годов таково, что если человек сам не обращается, то очень сложно что-либо сделать.

Если говорить о законотворческом процессе, то депутаты у нас, как правило, очень сильно активизируются в тот момент, когда что-то происходит. И это неправильно,  потому, что в этот момент все бегут, все хотят выслужиться, а лучше, чтобы они работали спокойно и обдумали, как можно максимально предотвратить такого рода всплески агрессии и преступления.

 

Виктор Похмелкин
сопредседатель партии «Либеральная Россия», председатель Движения автомобилистов России
депутат Госдумы РФ I—IV созывов

Автохамство – разновидность бытового хамства

Хамство на дорогах – это разновидность общего хамства. И никаких дополнительных специальных автодорожных мер для его искоренения не нужно. Надо делать так, чтобы люди формировались в нехамской среде и понимали, что надо уважать других людей, что надо уступать им место и дорогу по возможности, быть терпеливым и терпимым. Только это даст стратегический эффект. Если человек с младых ногтей не приучен к терпимости и уважению к людям, от так же поведет себя на дорогах, как только достигнет 18 лет, и получит водительские права.

На дорогах точно также проявляется общечеловеческие чувство зависти, нелюбовь к богатым, или, наоборот, пренебрежение к другим участникам движения. Просто на дорогах это не спрячешь и не скроешь. Это бросается в глаза. Люди себя здесь как бы дореализовывают: у меня что-то не сложилось в жизни вне дороги, что-то не так в семейных отношениях, я сяду за руль, и отомщу всем остальным.

То, что большинство автомобилистов теперь останавливаются на пешеходных переходах, говорит о том, что мы можем быть цивилизованными. И не столько благодаря наказаниям, сколько формированием общественного мнения, в том числе, посредством СМИ. Постепенно в обществе складываются некие стереотипы поведения, культура вождения: пристегиваться, пропускать пешеходов и так далее. Но, к сожалению, людям не хватает общей культуры, и это проявляется, в том числе, в дорожном движении. 

Источник: kitchenremont.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Crypt - Криптомир
Добавить комментарий