Число ежегодно уезжающих за границу российских ученых и высококвалифицированных специалистов с 2012 года увеличилось в пять раз и в 2020 году составило 70 тысяч человек, сообщил The Times со ссылкой на главного ученого секретаря РАН Николая Долгушкина. Эксперты, правда, засомневались и заподозрили, что ученый секретарь ошибся в подсчетах, мол, в России не наберется такого количества ученых, что даже 70 тысяч хватило на экспорт, а на Западе нет столько рабочих мест в научных центрах. Минобрнауки на фоне дискуссии решило провести собственное исследование миграции ученых. ВШЭ считает, что из страны ежегодно выезжают за рубеж до 10 тысяч ученых для постоянной работы и 35–40 тысяч студентов для учебы в магистратуре и аспирантуре.
Не наши дети
Собственно, утекание мозгов для детей финансовой элиты страны начинается еще в начальной школе. Если у родителей есть возможность дать отпрыскам блестящее образование в лучших колледжах мира, а затем в Сорбонне, Кембридже или Лиге плюща, то они ею пользуются по полной. Родители, желающие взрастить будущих чемпионов, таже вывозят их с младых ногтей за рубеж: таскание ребенка из школы общеобразовательной в спортивную в другой конец города – издевательство над ним. Победителей школьных международных олимпиад, лучших студентов и аспирантов, что называется, «разбирают котятами» и переманивают зарубежные научные и образовательные центры, крупные корпорации. Оставшиеся, те, кто звезд с неба не хватают, но обладают изрядными смелостью и хваткой, видя, например, что, разница в оплате труда водителя и врача в России составляет всего 20%, тогда как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%, пакуют чемоданы и уезжают в поисках лучшей жизни. И вроде не такая уж большая цифра, но ведь это самые талантливые, образованные, начитанные, активные. И даже если, отучившись, они вернутся, это уже будут не совсем люди русские (в широком понимании этого слова), с другой ментальностью, культурой, способом мышления. И когда-то руководящие должности займут они.
И инвестиции, и инновации
Разумеется, в первую очередь, когда речь заходит о способах остановить эмиграцию мозгов, звучат призывы закрепить в законе систему «отучился – отработай», особенно, когда речь идет о регионах. Деньги квалифицированным специалистам платите, говорят другие. Зарплата, конечно, важна, но куда эффективнее социальный пакет, утверждают третьи: почему нельзя на уровне региональных и федеральных законодательных актов прописать чуть ли не бесплатное жилье и прочие серьезные пряники для молодых специалистов? Но все же, думается, помимо сказанного, важно еще кое-что, о чем упомянул Долгушкин: современная инфраструктура. В России она отсталая, заявил академик. И действительно, кто видел образовательные кластеры средней и высшей школы в России? В которых и аудитории для академических занятий и помещения для спорта, творчества, научных изысканий и их практического применения? В основном комплект состоит из пары «универ – общаги». В школах все еще более уныло, если, конечно, это не московский регион. Что мешает создать такие крупные образовательные центры, например, привлекая инвесторов, уставших от вложений в другие секторы? Дать им всевозможные льготы, зеленый свет и только жестко контролировать учебную составляющую. Какими еще методами можно удержать умы на Родине?
В год науки и технологий обсуждаем, как сохранить интеллектуальный потенциал страны, на страницах ЗАКОНИИ и в прямом эфире программы «Де юре» на Радио Москвы 28 октября, в четверг с 17.00 до 18.00 по телефону +7 (495) 728-77-03. Ведущие – адвокат Рубен Маркарьян (гл.ред. ЭСМИ «ЗАКОНИЯ») и Роман Щепанский (Радио Москвы).
Источник: